Мудрилки

Как избавиться от страданий?

Муджи, спасибо, что делишься своей мудростью с нами, можешь ли ты помочь мне избавиться от чувства вины?

Муджи: Для того чтобы испытывать чувство вины, необходимо сначала переключиться в режим “личности”. Сначала ты должен поверить в то, что ты личность, что на самом деле не является Истиной.

Ты не можешь быть личностью, личность — это крайне фрагментарное состояние сознания. Всевышний не мог проявить себя, как нечто фрагментарное. Божественное проявляется в тебе через самое чистое, цельное и изначальное состояние — присутствие, ощущение “я есть”, “я существую”. Так сознание заявляет о себе в каждом теле. И это ощущение “я есть” не имеет ни пола, ни религии, ни убеждений — это чистое сознание, непосредственное знание. Но как только возникает отождествление с телом, включаются другие функции, появляется иллюзия разделенности, возникает личность. Как только сознание принимает ощущение личности за свою основу, оно начинает испытывать себя ограниченным, неуверенным, беззащитным и уязвимым. Сознание отождествилось с телом, а тело смертно, отсюда возникает страх, ощущение собственной уязвимости, которое, в свою очередь, порождает гнев, ненависть, жадность, ревность, жестокость, беспокойство, раздражение, чувство вины и так далее…

Да, тело принадлежит времени, но бессмертное сознание пребывает в нем. Иначе кто захотел бы быть телом? Бессмертие заключено внутри нас. Пребывая в теле, сознание попадает под свои собственные проекции и чары, веря в то, что оно всего лишь преходящее явление, и его участь — разделить судьбу и страдания тела. Вот так незаметно возникает эта травма. И я повторю, сказав, что это механизм сознания. Физическая смерть — одно из величайших изобретений Бога. Смерть так пугает людей, что заставляет их искать нетленное внутри себя, она поддерживает интерес к этому поиску, благодаря которому мы обнаруживаем Себя — бессмертное бытие, неподвластное времени. Абсолютно все в твоей жизни способствует этому пробуждению. Тебе лишь нужно переключить внимание с позиции эго, с интерпретаций ума на само присутствие. Когда происходит это переключение: от личности к присутствию — все меняется, все становится прекрасным, истинным и живым. Сознание перестает бояться и бороться за существование и расцветает всеми красками жизни.

Как же избавиться от чувства вины? На самом деле, вы можете подставить вместо чувства вины (или вместе с чувством вины) любую другую сильную тенденцию. Потому что все тенденции ума начинаются с одного и того же — с идеи “я — это мое тело, я — это личность”. Пока сознание считает себя личностью, его восприятие будет ошибочным и фрагментарным. Все его убеждения и знания будут опираться на очень нестабильный фундамент, не способный поддерживать свои собственные ментальные конструкции и проекции.

Итак, самая главная задача сознания — это раскрытие тайны собственной принадлежности. Как только сознание осознаёт себя, все приходит к изначальной гармонии и ясности. Как же избавиться от чувства вины, гнева, страха, ощущения отверженности, жажды любви, власти или богатства — от какого бы то ни было неестественного для нас состояния, которое можно назвать привязанностью, страстью, сильной тенденцией ума? Как выйти за пределы всего этого? И почему мы задаем этот вопрос? Потому что страдаем от этого. Мы страдаем от любых искажений сознания. Но само страдание толкает нас расти, искать выход за пределы, поэтому сознанию необходимы страдания. Если твоя жизнь будет удобной и роскошной, ты никогда не проснешься, никто не сможет пробудиться в таком случае. Ум хочет комфорта, потому что, когда уму комфортно, ты спишь, и это — сон неведения и смерти. Всем нам необходимо в жизни хоть немного проблем. Трудности вдохновляют нас преодолевать их и расти. И это вдохновение наполняет сознание свежестью, живой энергией, рождает стремление искать выход за пределы страданий и отождествления с личностью.

Так как же выбраться из этого порочного круга? Сейчас я покажу вам…

Давайте для примера возьмем чувство вины, о котором мы уже начали говорить, но ты можешь заменить чувство вины на то, что тебя беспокоит больше всего, например, страх, гнев или что-то еще… Итак, предположим, что речь идет о чувстве вины. Самое лучшее, с чего можно начать, это записать на листе бумаге: за что ты испытываешь вину, в чем ты провинился. Тебе нужно записать это на бумаге, и я скажу, почему. Как только ты пойдешь глубже, так тут же твой ум начнет отвлекать тебя всеми возможными способами. Тебе наверняка уже знаком этот трюк. Как только ты приближаешься к чему-то важному, тут же звонит телефон, ты вспоминаешь о каком-то деле или незаконченном разговоре, ты вдруг забываешь в чем заключался вопрос или незаметно подменяешь его другим, более слабым вопросом; или ты пытаешься сосредоточиться на вопросе и вдруг в голове возникает беспорядочный поток мыслей, ты думаешь о пицце или о чем-то, совершенно не имеющем отношения к делу. По этим симптомам ты можешь безошибочно угадать, что находишься на пороге великого открытия.

В нас действительно проявляются силы, склонные препятствовать самопознанию, они удерживают тебя, как я это называю, на земле, направляя все твои устремления лишь на погоню за преходящим, препятствуя твоему духовному росту. Эти силы есть в каждом и ты должен преодолеть их, ты должен не поддаться искушению этого змеиного голоса. В этом и заключается духовная практика: не идти на поводу у ума, оставаясь присутствием.

Вот почему я говорю: пишите все на бумаге. Пишите, почему вы испытываете чувство вины, откуда оно пришло к вам, чем вызвано, с кем связано: “Я совершил большую ошибку в прошлом и теперь, что бы я ни делал, я не могу искупить свою вину, я несу на себе это бремя… Я был не прав…”. И эта мысль парализует твою веру. Как будто Всевышний все время осуждает тебя: “Ты поступил очень плохо! Я не прощу тебя, пока ты не станешь очень-очень хорошим”. Это вселяет в тебя недоверие к Богу, который, как кажется, только и думает, как наказать тебя. Но в реальности все совсем не так. Все это исходит из ума.

Ты также можешь обнаружить, что не помнишь, за что ты испытываешь чувство вины, и я скажу тебе вот что: возможно ты не сделал вообще ничего плохого! Ум не работает с Истиной. Ты можешь думать: “Что же я натворил такого? Что же я сделал в прошлом? Откуда тянется это чувство вины?”. Но это не сработает. В тебе просто возникает ощущение, ты интерпретируешь его как чувство вины, и затем переживаешь вину на собственном опыте. Так вина становится для тебя реальностью. Но ты не видишь этого, ты очень занят: вместо того, чтобы положить этому конец, ты ищешь, с чего все началось. Если ты будешь пытаться найти начало, тебе придется ходить по разным специалистам, психоаналитикам, хилерам, вспоминать прошлые жизни и так далее… И ради чего? Ради того, чтобы обнаружить в конце концов, что это не имеет никакого отношения к настоящему моменту, все это не реально!

Но давай продолжим нашу работу: “Я испытываю вину, с этим чувством вины связаны такие-то образы и такие-то воспоминания… И я не могу сдвинуться с места, пока не искуплю свою вину”. Вот откуда исходит зловоние! Ты можешь бесконечно ходить по этому кругу…

  • 1 “Я сделал что-то плохое”. Ок, ты сделал что-то не так. Что ты сделал не так? “Я не знаю”. А, может быть, ты знаешь, хорошо, тогда пункт второй:  
  • 2 “Вот это и это я сделал неправильно”. Эти два пункта ты записал. Теперь переходим к третьему:     
  • 3 Ты, который сделал что-то неправильно, кто ты? Кто ты, который испытывает чувство вины?

Возможно ответ вырвется у тебя рефлекторно: “Ну, конечно же, это я!”. Но я отвечу: когда ты говоришь “я”, ты имеешь в виду тело? Нет, у тела нет памяти, чтобы знать, что оно сделало что-то не так. Обвинять тело то же самое, как обвинять машину, сбившую пешехода на дороге. Машину нельзя посадить в тюрьму вместо водителя, который ей управлял. Тело невинно, как эта машина, виновен водитель. Мой вопрос заключается в том, кто же водитель твоей машины? Кто виноват? Ты должен обратить свой взор внутрь и найти того, кто виновен.. если, конечно, сможешь. Но не используй для этого воображение. Если виновный существует, найди его. Ты не можешь подать в суд, воображая: “Я думаю, это был…”, — нет. Реально сделай это. Кто виноват? Где виновный? И это мое приглашение взглянуть внутрь себя.

Пожалуйста, послушай. Внимательно слушай это.
Потому что если ты задаешь вопрос, ты должен услышать мой ответ…

Это ощущение вины кипит внутри, оно энергетически обжигает тебя, ты чувствуешь его в своем теле. Ты не можешь выкинуть вину из головы. Не имеет значения даже твой день рождения. Тебе говорят: “Возьми выходной!”, — а ты отвечаешь: “Не могу, вина все еще здесь, для нее не существует ни выходных, ни праздников, каждый миг она словно рождается заново”. Продолжай смотреть… Кто? Позволь мне идентифицировать того, КТО на самом деле виновен. Это и есть самоисследование. Посмотри и скажи: материален виновный или нет? Но как же найти виновного?

Начни с ощущения вины. Как если бы ты сидел в этой комнате и внезапно почувствовал сильный неприятный запах, откуда этот запах? И ты начинаешь принюхиваться и идешь по направлению, откуда исходит запах, и вдруг находишь дохлую крысу. Так ты находишь источник зловония. Точно так же, как ты используешь запах, чтобы обнаружить его источник, используй ощущение вины, чтобы найти виновного.

Смотри. Но ничего не воображай в уме. Ощущение вины здесь, но кто в действительности страдает от него? Я буду очень рад услышать твой ответ. Покажи мне того, кто страдает. И мы посмотрим, сможем ли мы ему помочь. Сначала найди его. Найди того, кто страдает от чувства вины.

У меня не так много времени, поэтому я дам тебе одну подсказку: во все времена тысячи и тысячи людей искали того, кто страдает, но никто так и не сумел его найти. И это один и тот же парень, повсюду, в любой точке мира, он проявляется в каждом. Но в тот момент, когда ты начинаешь искать его, он исчезает.

Ты можешь подумать, что проиграл: “Я не могу найти его”. Но это не проигрыш, это твоя победа. Виновного невозможно найти, но почему? В реальности его не существует. Он существует только как идея в твоей голове. И так раз за разом ты признаешь: “Я не могу его найти”. Продолжай смотреть, продолжай искать: может он спрятался за диваном или притаился под ковром?. “Я смотрю, но никого не могу найти”.

Как же может существовать чувство вины, в то время как того, кто от него страдает не существует? Причина, по которой чувство вины продолжает быть очень настойчивым, это твоя память о ней, твоя идея: “Я страдаю, испытывая чувство вины”. Эта идея глубоко засела у тебя в голове и ты подпитываешь её своей верой. Но когда ты действительно смотришь, то не можешь обнаружить того, кто страдает — свое эго.

Следующий шаг.

  • 4 Итак, страдающего невозможно найти, но кто же делает это открытие? Кто признает: “Я не могу найти виноватого”? Быть может, это жертва? Но ты уже увидел, что здесь никого нет, ты посмотрел и не обнаружил даже чувства вины. Вся вина легла на плечи другого парня, того самого, которого мы так и не сумели найти.

Внимательно смотри. Такой тип самоанализа стирает всю дурную память в сознании. И не потому, что ты смог найти нечто, но потому, что никого не нашел. Дело закрыто. Будет ли осужден виновный, которого не нашли?

В этом вся сила самоисследования.


Мы страдаем из-за неверных представлений о себе, из-за непроверенных предположений, подкрепленных лишь памятью, верой и воображением. Эти убеждения не могут быть доказаны, не могут быть подтверждены на опыте, но чтобы выйти за пределы страданий, ты должен сам обнаружить это.


 

Отрывок из сатсанга с Муджи в Ришикеше, Даянанда Ашрам, 24 марта 2016 г.

Источник: http://mooji.ru/exerpts/kak-izbavitsya-ot-stradaniy.html#more-9149
Сайт Муджи в России © Mooji.RU

 

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *