Ловушки духовных практик
Торг с Богом
«Ты — мне, я — тебе», — так порой складываются наши взаимоотношения с высшими силами. Возможно, не каждый в этом сознается, но на поверку оказывается именно так. Ведь очень часто мы практикуем ради результата. Хотим, чтобы наши проблемы, наконец-то, решились, жизнь улучшилась, а желания исполнились. Это своего рода заигрывание с высшими силами.
«Я буду просветленной/ благостной/ одухотворенной/ соблюдающей посты/ выполняющей практики(нужное подчеркнуть), а ты уж, пожалуйста, пошли мнехорошую работу/ мужа/ жену/ дом/ ребенка/ денег (нужное подчеркнуть). И порой мы не замечаем, что ведем себя, как маленькие девочки и маленькие мальчики, внезапно оказавшиеся в магазине игрушек. Мы хотим все и сразу. И того мишку, и ту куклу, и ту машинку. А если чего-то не получаем, то начинаем капризничать, негодовать и обижаться. И если в детстве мы обижаемся на маму с папой, то во взрослом возрасте — на Бога. «Как же так, я столько всего делаю, по часу медитирую, сижу в позе лотоса, пою мантры, читаю молитвы, а желание все до сих пор не исполнено». И в этот момент мы входим в роль жертвы. Мы начинаем роптать на жизнь, возмущаться ее несправедливостью, злиться на обстоятельства, завидовать другим, более успешным людям, разочаровываться, обесценивать и отрекаться. Менять учителей и инструкторов, уходить из одних практик и идти в другие более «эффективные» и «правильные». Однако и новые практики воспринимаются нами, как средство достижения цели. Мы не хотим признавать законов Вселенной, не умеем отпускать ситуации, желания, мечты, отменять планы, выбиваться из графиков. Не видим, что зачастую наши желания эгоистичны и нарушают интересы других людей. Не умеем ждать, не помним о своевременности, о том, что все вокруг происходит в нужное время и в нужном месте. Ведь нам надо именно сейчас и именно то, что мы хотим. И в таком состоянии мы не можем прочувствовать всю глубину, силу и красоту практики. А ведь это так важно. Важно именно чувствовать и наслаждаться процессом. Даже если ум борется, если ему непонятно и скучно. Необходимо уйти в свою тишину и услышать голос Души, может быть пока еще совсем тихий, но ясный и честный. Довериться ей, идти по этому зову медленно, маленькими шажками, но все-таки идти. Тонко чувствовать, тонко слышать и тонко видеть. Получать удовольствие от танца, пения, медитации. И просто практиковать, ничего не ожидая взамен. И, о чудо! Вселенная начинает откликаться. И жизнь действительно начинает меняться. А если изменений не происходит, то значит еще пока не время.
Духовная гордыня
Пожалуй, в жизни многих людей, кто занимается саморазвитием, наступает момент, когда происходит сильная переоценка ценностей, отрицается практически весь предыдущий жизненный опыт, пересматриваются старые убеждения. Прежние идеалы разбиты, авторитеты свержены, жизнь поделилась на две части: «до» и «после». И мы кажемся себе совершенно другими: развитыми, осознанными, духовными, ответственными, познавшими законы Вселенной и обладающими особыми тайными знаниями. В то время как наши родные и близкие представляются нам невежественными занудами, находящимися под действием предрассудков и установок социума. Порой это вызывает удивление, и даже недоумение: «Почему они не хотят развиваться, также как и мы? Почему не хотят отказаться от роли заложников обстоятельств и стать творцами своей судьбы?» Однако чаще возникает чувство высокомерия и собственного превосходства. Мы снисходительно подсмеиваемся над их взглядами, возмущаемся их поведением, удивляемся их страхам и фобиям, забыв о том, что еще совсем недавно были такими же, как и они.
Думаю, такое состояние знакомо каждому. И, в принципе, ничего страшного в этом нет. Главное, не застрять в нем надолго. Не превратиться в «Пуп земли» и не начать жить по принципу: «Есть только две точки зрения: моя и неправильная». Ведь на самом деле никакого деления жизни на «до» и «после» не происходит. Наша жизнь едина, и каждый из нас следует своему пути. И отрицание предыдущего опыта — это фантом развития. Ведь в нашем прежнем опыте было как хорошее, так и плохое, как благотворное, так и пагубное. И необходимо принять весь свой опыт, признать его важность, его ценность. Принять тот факт, что я изменилась, многое осознала, многое проработала, но остаюсь по-прежнему несовершенной. Я могу ошибаться, у меня по-прежнему могут быть слабости, но это нормально. Также важно признать тот факт, что окружающие нас люди тоже развиваются, даже если не ходят на тренинги и не читают правильных книг. Ведь вся наша жизнь — сплошное развитие, просто каждый выбирает свой способ и двигается в своем темпе.
Страховка от жизни
В прошлом году я узнала о смерти своей бывшей сокурсницы. Мы не общались лет десять, а потом позвонила ее мама и сказала, что она умерла. Моей первой реакцией был страх. Я бы даже сказала шок. Шок от осознания того, что может все вот так взять и закончиться, причем так рано и так неожиданно. Но вместо того, чтобы идти в свой страх и бояться, я взяла книгу Лиз Бурбо и стала изучать психосоматику онкологии, чтобы узнать духовные, ментальные и эмоциональные причины рака, проработать их и быть уверенной в том, что мне это не грозит. Я получила знания о психосоматических причинах злокачественных опухолей, однако отказалась от чувственного опыта, пригладив свой страх полезной информацией.
В так называемом «духовном развитии» многие из нас хотят видеть гарантии нашей счастливой и безопасной жизни. В стремлении постичь законы бытия, мы пытаемся обскакать Бога или, по крайней мере, встать с ним на одну ступень. Стремимся определить то, что определить невозможно. Тайное сделать явным, неоднозначное — определенным. Психосоматика, как и другие духовные и психологические знания, конечно, вещь хорошая и необходимая. Но и она не дает ответы на все вопросы. Это лишь попытка приоткрыть завесу тайны, помогая чуть больше узнать о причинах болезней и о том, что с ними делать. И здесь важно помнить, что духовность — это не про бесконечное счастье и отсутствие проблем, болезней и бед. Это скорее про то, чтобы жить свою жизнь, идти своим путем, реализовывать свои задачи, исполнять свое предназначение, доверять Богу и жить в согласии с собой и окружающим миром.
Автор статьи Ирина Никишина